Консультация для педагогов: "Особенности планирования образовательной работы в летний оздоровительный период".

          Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет особое значение. Летний период благоприятен для решения задач всестороннего гармоничного развития дошкольников: физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного. Однако в дни каникул и в летний период непосредственно-образовательная деятельность, требующая от детей усиленной умственной нагрузки, не проводится. Исключение составляют педагогические мероприятия (занятия и другие формы организации детской деятельности) физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического направлений (физическая культура, музыка, художественное творчество). Вапжно также отметить, что в «летнем» контексте под термином  «занятие» следует иметь в виду его широкое значение, которое тождественно с понятием «Занимательное дело», без сопряжения с дидактической формой учебной деятельности.

При планировании работы ДОО на лето особое внимание необходимо обратить намероприятия:

  • для детей: прогулки, экскурсии, досуги, спортивные праздники, вечера развлечений, конкурсы и выставки детских работ по изодеятельности, художественному конструированию, ручному труду и др.;

  • для педагогов: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия с детьми на свежем воздухе, творческие отчёты по работе летом, выставки методического обеспечения реализуемой программы;

  • для родителей: наглядная агитация, содержащая информацию по летней оздоровительной работе (режим дня, одежда, занятия, закаливание, досуг, рекомендации по организации совместного отдыха детей и  родителей; экран здоровья – показатели состояния здоровья детей). Форма наглядной агитации может быть разной: ширмы, стенды, папки-передвижки и др.

       В летний период воспитателю предоставляется возможность наиболее полно осуществлятьработу по ознакомлению детей с природой. Руководитель ДОУ должен принять участие в создании условий для ознакомления дошкольников с природой («экологическая тропа», уголок леса, цветник, огород, экскурсии, походы в парк совместно с родителями и др.).

         Утром необходимо планировать дидактические игры по реализации образовательных областей, трудовые поручения, игры с водой, песком, глиной и другими природными материалами.

          В основной части прогулки необходимо предусматривать длительные по продолжительности мероприятия. Это могут быть:

  1. театрализованные игры с разными видами театров (настольный, пальчиковый, теневой, театр марионеток и др.);

  2. игровые программы для детей всех возрастов, построенные по единой сюжетной линии (развлекательные, познавательные, спортивно-оздоровительные и пр.);

  3. игры-путешествия (с двигательной нагрузкой и без, по пунктам назначения);

  4. конкурсные программы (моноконкурсы, командные конкурсы);

  5. целевые прогулки, экскурсии за территорию детского сада (старший дошкольный возраст) и по территории (с детьми младших групп);

  6. игры с песком и водой;

  7. художественный труд (из бросового, природного материалов и пр.);

  8. дизайн участка и группы (украшение цветами, составление мини-букетов, композиций);

  9. длительные наблюдения, эксперименты и опыты на природе, на «экологической тропе» и др.

            Необходимо определиться с очерёдностью и частотой указанных выше мероприятий. Так, театрализованные игры рекомендуют проводить ежедневно, чередуя виды театров; спортивные и познавательные программы чередовать; конкурсы и праздники проводить 1 раз в неделю. Ежедневно стоит планировать наблюдения, сюжетно-ролевые игры, познавательные игры (спортивные – в группах старших дошкольников), игры с песком, водой, воздухом. Можно планировать различные проекты, интегрируя разные виды деятельности по одной теме (на день, неделю).

           На протяжении всего летнего периода необходимо обеспечить максимально длительное пребывание детей на свежем воздухе (утренний приём, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т.д.); использовать участки детского сада для осуществления различных видов закаливания, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию основных видов движений. Ежедневно необходимо планировать наблюдения и работу на природе (в огороде, цветнике), опытническую работу с растениями и объектами неживой природы.

         Учитывая тот факт, что практически все летние мероприятия проводятся на свежем воздухе, важно учитывать все связанные с этим трудности. Так, если дети находятся в помещении в основном только в период приёма пищи и дневного сна, значит увеличивается количество выносного оборудования, воспитателям и их помощникам больше времени приходится уделять подготовке места на территории ДОУ для различных видов деятельности детей на свежем воздухе.

         Если мероприятие проводится на открытом пространстве, то лучше всего проводить его сразу после завтрака, когда ещё не слишком жарко и воспитанники достаточно активны. При проведении любого мероприятия нужно помнить о том, что пространство некоторых уличных площадок может быть ничем не ограничено, а значит, создаются предпосылки к рассеиванию внимания, повышению уровня отвлекаемости за счёт возможных меняющихся, новых объектов в пределах видимости детей. Этого можно избежать с помощью ограничения нужного для работы пространства различными способами. Например, гирляндами из разноцветных флажков, ленточек, искусственных цветов, игрушек, коробочек, корзин для физкультурного оборудования. В зависимости от времени дня, активности солнца и в соответствии с темой проводимого мероприятия дети должны сидеть на ковровых дорожках или лавочках, спиной к солнцу.

        Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимально длительное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха, увеличение продолжительности прогулок. Для достижения достаточного объёма двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% от всего объёма суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОО – 35-40%. В связи с этим необходимо организовать работу с детьми т.о., чтобы они провели лето максимально полезно.

           Физкультурно-оздоровительная работа летом, прежде всего, заключается в строгом соблюдении режима дня. Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных факторов, таких как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем и водой. Одежда дошкольников должна быть удобной, лёгкой, соответствовать температуре воздуха на улице (головной убор - обязателен). На участке должны быть вешалки для одежды.

            Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце, чередовать их пребывание на солнце и в тени. Для создания теневых участков можно использовать выносные тенты, зонтики.

         Важная роль отводится питьевому режиму, который осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры в соответствии с нормативами. Следует помнить, что в питье детей ограничивать нельзя. Необходимо обратить особое внимание на согласованность работы воспитателя и его помощника.

       Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет старшая медицинская сестра ДОО: проверяет выполнение режима дня в группах, режима проветривания, питьевого режима, проведение закаливающих мероприятий, состояние одежды, обуви детей, наличие головных уборов и др.

Материал взят из методического пособия
«Интегрированное планирование работы

детского сада в летний период»,

авторы О.В.Бережнова,

О.Н.Бойко, И.С.Максимова.

 

 

 

 

 

 

 

Готовимся к летнему оздоровительному периоду.

 Организация работы с детьми в летний период (в помощь педагогам)

       Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

      Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

              Организация досуга в детском учреждении имеет свою специфику.

          Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности. Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трёхлеткам, так и старшим дошкольникам), с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

         Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям? 

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры и. Д.

Кружки.

 Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время.

Выставки.

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов

 На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое лето к нам пришло!" - рисунки.

Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.

Оформление выставки.

Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают "экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Игры-путешествия 

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Творческие площадки. 

  При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько "мастерских", в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.

Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья:). Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.

В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка "Цветик-семицветик". Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей "серединке". Задача детей - собрать как можно больше лепестков.

Летние праздники. 

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

          Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

         Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

            Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

          Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения.

        Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок. Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

Организация целевых прогулок

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания по территории детского сада с детьми. Это могут быть прогулки: на луг ("От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето", "Зеленая аптека");

в дивный сад, на чудо-огород и русское поле и др.

Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.

В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

Можно организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.

Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.

Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:

  • заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания территории ДОУ;

  • определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;

  • чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;

  • принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет медицинской сестры);

  • осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;

  • запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.

           Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.

      Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ

 

           Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

               Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада. Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период

  • Организация подвижных игр

  • Проведение праздников и досугов

  • Игры для похода или прогулки в лес

  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)

  • Природа края, в котором мы живём

  • Организация работы в цветнике и огороде

  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения

  • Требования к проведению экскурсий

  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

3. Игра

  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках

  • Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность

  • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности

  • Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками

  • Основные требования в организации праздника

  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи

  • Изучаем правила пожарной безопасности

  • Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам

  • Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать

  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

        Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

               Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

 

 

Особенности проведения летней прогулки

             Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:

  • выяснить, кто из детей будет посещать ДОУ летом;

  • подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;

  • составить план летней оздоровительной работы;

  • провести необходимую работу с родителями.

           Летом вносятся изменения в режим дня детей: ежедневно в каждой группе проводится только одно занятие в первой половине дня эстетического или оздоровительного цикла, т.е. музыкальное или физкультурное. У детей с НОДа так же проводятся занятия ЛФК по подгруппам. Во второй половине дня два раза в неделю проводятся развлечения, досуги, праздники и т.д.

           Закрепление знаний и индивидуальная работа по усвоению программы проходит в играх, повседневной деятельности, коррекционной работе.

        Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, расслабляет организм, порождает скуку, апатию.

Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики . Занятия проводятся по сетке на летний период (эстетический, оздоровительный циклы).

          Должен строго соблюдаться режим питания детей. Летнюю пищу необходимо обогащать свежими овощами, фруктами, ягодами. Так как учреждение не может удовлетворить эту потребность в полной мере, необходимо привлекать родителей к решению данного вопроса. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение питьевого режима (суточная потребность в воде детей 3-4 лет около 1 литра, детей 5-6 лет – 1,3 литра, в жаркий период она увеличивается). Для питья должно быть приготовлена всегда свежая питьевая вода. Хорошо давать морс из ягод (дома) или настой шиповника. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой для питья. У каждого ребенка должна быть индивидуальная посуда, которая моется после использования в соответствии с гигиеническими требованиями.

       Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 3,5- 4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке:

        Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

         Экскурсии и походы в природу имеют большую педагогическую ценность: они дают детям много новых впечатлений, расширяют их кругозор, вызывают радостное, бодрое настроение. Для их проведения нужно хорошо изучить ближайшее природное окружение. Начинаются целевые прогулки в места, расположенные в непосредственной близости от детского сада. Постепенно расстояние до места прогулки увеличивается. Прогулка становится все продолжительнее. И каждый раз воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель. Цель прогулки делает наблюдения детей более осознанными и глубокими. Важно, чтобы на каждой такой прогулке дети узнали что-то новое, интересное. Прогулки в природу проводятся во всех группах детского сада в отличие от экскурсий, которые проводятся с детьми начиная со средней группы.

         Организация экскурсии сложнее, так как требует более тщательной подготовки. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы можно было заранее предусмотреть, что лучше показать детям, как их расставить, где лучше расположиться для отдыха. Заранее нужно приготовить и соответствующее оборудование (баночки, ведерки, водные сачки и т. д.).

        Готовясь к экскурсии, воспитатель должен предусмотреть весь ее ход: начало, приемы, способствующие активизации детей, конец экскурсии.

         Экскурсия в природу будет успешной, если воспитатель не только рассказывает что- то новое, но и опирается на опыт детей, вопросами заставляя их подумать, найти ответ, присмотреться, т. е. создает проблемные ситуации.

           Рекомендуется проводить повторные прогулки и экскурсии в одно и тоже место, т. к. это во многом способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности. Важно при этом сосредоточить внимание детей на тех изменениях, которые произошли в природе.

После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.

            Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

            Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.

         Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.

        С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

       Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.

     Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.

Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.

         Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

Труд.

          Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Каждый ребенок должен иметь определенные обязанности. Это, прежде всего, дежурства, в которых принимают участие все дети. В летнее время, кроме дежурства по столовой, по уголку природы, вводятся и другие дежурства: по огороду, по участку и т.д.

        Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши сажают лук, сеют бобы, фасоль, горох, кукурузу, подсолнух на огороде, цветы на клумбе, поливают грядки. С не меньшим интересом они рвут траву для животных уголка природы, собирают шишки для игры и поделок, срезают лук на огороде.

Развлечения.

        В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Развлечения можно проводить и в группе. Составляется план музыкальных и спортивных развлечений, в которых участвуют взрослые и дети.

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей;

  • участие в проведении субботников по благоустройству территории детского сада;

  • участие в детских праздниках;

  • помощь в проведении экскурсий, походов;

  • участие в изготовлении различных панно, сборе различных коллекций;

  • помощь в оформлении выставок.

 

 

 

"Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС ДО"

 

       Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. 

            В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

        Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. 

                Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

           Планируемые результаты по ФГОС представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т, д. В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей, т.е. не определяются во времени.

            Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на этот факторов.

     Главным источником развития личности в соответствии ФГОС является предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифункциональность материалов.

        Благодаря совместной работе инструктора по физической культуре и педагога- возможно выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности, (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость), индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия).Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог-ребенок»: выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки. Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха, и ситуацию выбора ( партнера, физкультурного оборудования, задания.

         В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

       Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект - субъектные отношения. В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе инструктора по физической культуре являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т.д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый.

        В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре, непосредственно образовательная деятельность, физ.минутки, туризм и т.д. Все это ежедневно используется в интеграции образовательных областей.

        Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

      Для достижения поставленных целей и задач применяется тетрадь взаимодействия со специалистом, тем самым уровень физического развития повышается.

Не мало важно для формирования здорового образа жизни , это работа с родителями.  Вовлекая  родителей в физкультурно  - оздоровительную работу, мы тем самым выявляем их потребности, а так же привлекаем к активному участию в жизни ребенка и ДОУ, организовывая спортивные олимпиады, туризм и т.д. Благодаря совместным занятиям  родители помогают в организации предметно - пространственной среды.

        «Забота о здоровье- важнейшая  работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


В. Сухомлинский

© 2015 МБ ДОУ "Детский сад № 144"

Сайт создан на Wix.com

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now